Обзор практики применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции по вопросам предотвращения и урегулирования конфликта интересов
Настоящий обзор подготовлен по итогам обобщения результатов мониторинга применения мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, Центральном банке Российской Федерации, иных организациях, на работников которых распространяются положения статьей 10 и 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), в том числе решений соответствующих комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссии).
Анализ деятельности комиссий свидетельствует о применении прямо предусмотренных законодательством мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, включающих:
изменение должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке;
отказ его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
В соответствии с законодательством представитель нанимателя (работодатель) отстраняет от замещаемой должности (не допускает к исполнению должностных обязанностей) служащего (работника) на период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от замещаемой должности (недопущения к исполнению должностных обязанностей).
Как правило, отстранение применяется, если ситуация конфликта интересов носит длящийся характер.
В ситуации когда конфликт интересов связан с единичным случаем принятия решения в отношении самого себя или лиц, с которыми в соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ связана личная заинтересованность должностного лица, мерой по предотвращению и урегулированию такого конфликта является отвод (самоотвод), предполагающий заявление о невозможности дальнейшего исполнения должностных обязанностей (осуществления полномочий) в конкретной ситуации в связи с возникновением конфликта интересов.
Необходимо учитывать, что если должностное лицо, являющееся стороной конфликта интересов, имеет возможность давать поручения или оказывать иное влияние на подчиненных или подконтрольных ему лиц, передача им полномочий по принятию решений (участию в принятии решений) в отношении лиц, с которыми связана его личная заинтересованность, не может рассматриваться как мера по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Ситуация 1
Руководитель структурного подразделения государственного органа, осуществляющего полномочия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее – руководитель, структурное подразделение, государственный орган), обращается в этот же государственный орган для получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
В функции структурного подразделения входит, в том числе предоставление государственной услуги по выдаче разрешений физическим лицам на добычу охотничьих ресурсов. Предоставление указанной государственной услуги иными структурными подразделениями государственного органа не предусмотрено.
Руководителем было своевременно направлено уведомление о возможности возникновения конфликта интересов.
В ходе рассмотрения полученного уведомления комиссией установлено следующее.
Принятие руководителем решения о выдаче самому себе разрешения на добычу охотничьих ресурсов влияет на возможность получения им выгод (преимуществ), что образует его личную заинтересованность.
Данная личная заинтересованность может повлиять на объективность и беспристрастность исполнения руководителем обязанностей при осуществлении им своих полномочий, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 273-ФЗ свидетельствует о возникновении у него конфликта интересов.
Рассмотрев представленные документы, комиссией принято решение о возможности выдачи разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
В целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов комиссией рекомендовано:
учитывая невозможность передачи полномочий руководителя по выдаче соответствующих разрешений иным лицам, предусмотреть на уровне локального нормативного акта, что рассмотрение каждого заявления о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов в отношении самого себя, а также в отношении иных лиц, с которыми может быть связана личная заинтересованность данного должностного лица, осуществляется на комиссии (без его участия) с привлечением к экспертизе всех представляемых документов по рассматриваемому вопросу служащих иных подразделений государственного органа. Председателем комиссии является заместитель руководителя государственного органа;
информацию о разрешении, выданном руководителю или лицу, с которым может быть связана его личная заинтересованность, или об отказе в выдаче соответствующего разрешения, а также материалы заседания комиссии размещать на официальном сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Ситуация 2
Государственным органом объявлен конкурс на проведение
научно-исследовательской работы.
В числе прочих заявку на участие в конкурсе подал научно-исследовательский институт, в котором работает супруга руководителя департамента, курирующего вопросы по теме исследования (далее – Организация, департамент, директор департамента). Она же является руководителем научного коллектива по выполнению заявленных работ.
Директором департамента было своевременно, как только ему стало известно об участии Организации в конкурсе, направлено уведомление о возможности возникновения конфликта интересов.
В целях оперативного предотвращения и урегулирования конфликта интересов (до заседания комиссии) наряду с направлением уведомления директором департамента было дано поручение сотруднику департамента, входящему в состав конкурсной комиссии, воздержаться от участия в рассмотрении заявки Организации.
В ходе рассмотрения полученного уведомления комиссией установлено следующее.
Согласно положению о подразделении департамент осуществляет рассмотрение и согласование отчетных документов, отражающих сведения об объемах выполненных работ, в целях обеспечения дальнейшей приемки работ у исполнителя соответствующего государственного контракта государственным органом и оплаты выполненных работ.
Супруга директора департамента занимает должность в Организации, в связи с чем получает от Организации заработную плату, а также получает вознаграждение от Организации за руководство научно-исследовательской работой, проводимой в соответствии с заключенным государственным контрактом.
Участие подчиненных директора департамента в оценке заявки Организации (на этапе конкурсных процедур) и дальнейшее согласование директором департамента документов, на основании которых осуществляется приемка и оплата выполненных Организацией работ (в случае, если по результатам конкурсных процедур Организация будет признана победителем), влияет на получение дохода юридическим лицом, с которым супруга директора департамента связана имущественными отношениями.
Возможность получения указанного дохода Организацией, с которой супруга директора департамента связана имущественными отношениями, в результате осуществления рассматриваемым должностным лицом своих полномочий образует его личную заинтересованность.
Данная личная заинтересованность может повлиять на объективность и беспристрастность исполнения должностным лицом своих обязанностей при осуществлении им своих должностных полномочий, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 273-ФЗ свидетельствует о возникновении у него конфликта интересов.
По итогам рассмотрения вопроса по существу комиссией признано, что директор департамента своевременно и в установленном порядке уведомил представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принял меры по предотвращению такого конфликта.
В случае признания Организации победителем конкурсных процедур в целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов комиссией рекомендовано:
в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) для приемки выполненных работ (этапов выполненных работ) в соответствии с государственным контрактом создать приемочную комиссию;
для проверки предоставленных Организацией результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, провести экспертизу с привлечением независимых экспертов в соответствии с Федеральным законом
№ 44-ФЗ.
Ситуация 3
Главой администрации городского округа (далее – глава администрации) принимается решение о выделении общеобразовательной школе, в которой обучаются его дети, финансирования для организации отдыха детей в каникулярное время.
Главой администрации в порядке, установленном Положением о порядке сообщения лицами, замещающими муниципальные должности, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей (полномочий), которая приводит или может привести к конфликту интересов, в Комиссию по соблюдению требований к должностному поведению лиц, замещающих муниципальные должности, и урегулированию конфликта интересов (далее - Комиссия) было своевременно направлено уведомление о возможности возникновения конфликта интересов.
По итогам рассмотрения указанного уведомления Комиссией установлено следующее.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся в том числе вопросы осуществления в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время.
Осуществление главой администрации городского округа функций главного распорядителя бюджетных средств в части выделения средств в пользу организации, в которой обучаются его дети (т.е. организации, состоящей с ними в имущественных отношениях), влияет на возможность получения дохода в виде денег данной организацией, что образует личную заинтересованность этого должностного лица.
Личная заинтересованность главы администрации может повлиять на объективность и беспристрастность осуществления им своих полномочий, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 273-ФЗ свидетельствует о возникновении у него конфликта интересов.
В целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов рекомендовано:
учитывая, что в соответствии с Положением о бюджетном процессе в городском округе, утвержденным решением Совета депутатов городского округа, Совет депутатов рассматривает и принимает решения об утверждении бюджета и годового отчета о его исполнении, осуществляет финансовый контроль исполнения бюджета в формах, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, обеспечить уведомление Совета депутатов, а также контрольно-ревизионной комиссии городского округа, уполномоченной на осуществление контроля за исполнением бюджета городского округа, о принятии решений о бюджете и иных вопросах, связанных с осуществлением полномочий главы администрации городского округа в отношении образовательного учреждения, с которым связана его личная заинтересованность, принять меры по осуществлению дополнительного финансового контроля и доведение заключения контрольно-ревизионной комиссии городского округа до сведения Совета депутатов;
обеспечить принятие соответствующих решений по вопросам, связанным с осуществлением полномочий главы администрации в отношении образовательного учреждения, с которым связана его личная заинтересованность, на основе заключения контрольно-ревизионной комиссии городского округа и позиции Совета депутатов;
обеспечить публичность уведомления должностного лица о возможности возникновения конфликта интересов посредством размещения соответствующего уведомления на официальном сайте администрации городского округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Ситуация 4
В государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования (далее – университет) на работу в качестве преподавателя поступает супруга сына ректора.
Уведомление о возможности возникновения конфликта интересов ректором направлено не было.
В ходе проведения прокурорской проверки установлено следующее.
В соответствии с должностными полномочиями ректор руководит образовательной, научной, хозяйственной и финансовой деятельностью университета, утверждает размер надбавок, доплат и премий работникам университета на основании решения ученого совета университета, в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации принимает на работу, увольняет работников университета, заключает трудовые договоры, осуществляет иные права и обязанности работодателя, принимает решения о поощрении работников университета и наложении на них дисциплинарных взысканий.
Принятие ректором решений о распределении учебной нагрузки
(в соответствии с которой определяется размер оплаты труда конкретного преподавателя), а также об установлении размера премии, выплачиваемой преподавателю (супруге сына ректора), напрямую влияет на возможность получения ею дохода в виде денег.
Возможность получения указанного дохода супругой сына ректора в результате осуществления полномочий должностного лица в отношении нее образует личную заинтересованность должностного лица.
Данная личная заинтересованность может повлиять на объективность и беспристрастность исполнения должностным лицом своих обязанностей при осуществлении им своих полномочий, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 273-ФЗ свидетельствует о возникновении у него конфликта интересов.
В целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов ректором было принято решение о рассмотрении вопроса принятия на работу супруги своего сына, установления размеров ее заработной платы, а также премирования и наложения взысканий на заседаниях ученого совета университета.
Вместе с тем в ходе проверки установлено, что в соответствии с Уставом ректор университета входит в состав ученого совета по должности и является его председателем. Порядок организации работы ученого совета университета, проведения его заседаний и принятия решений определяется регламентом работы ученого совета университета, который принимается ученым советом университета и утверждается ректором университета.
Таким образом, ректор университета имеет возможность оказывать непосредственное влияние на принимаемые ученым советом решения, в связи с чем рассмотрение вопросов в отношении супруги сына ректора на заседании ученого совета не является мерой по предотвращению конфликта интересов.
По итогам заседания комиссии признано, что ректор не исполнил обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, не исполнил обязанность по уведомлению работодателя о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, как только ему стало об этом известно.
Учитывая, что в ходе проведенной проверки не были установлены факты принятия необоснованных решений при принятии на работу супруги своего сына, установлении ей уровня заработной платы, премировании и наложении взысканий, к ректору университета применено взыскание в виде выговора.
Ситуация 5
Лицо замещает должность командира воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации, расположенной на отдаленной от населенных пунктов территории (далее – командир части), в которой также осуществляет трудовые функции по должности фельдшера медицинской службы его супруга.
При поступлении на работу супруги командира части в соответствии с Порядком уведомления военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (утв. приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 321) им было подано уведомление о возможности возникновения конфликта интересов на имя своего непосредственного командира. Уведомление направлено для рассмотрения в аттестационную комиссию, уполномоченную на рассмотрение соответствующего уведомления (далее – Аттестационная комиссия).
В ходе рассмотрения полученного уведомления Аттестационной комиссией установлено следующее.
В соответствии с должностным регламентом и Уставом внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации командир части является единоначальником, осуществляет контроль за деятельностью всего без исключения военного и гражданского персонала части, осуществляет назначения на войсковые должности, решает вопросы, связанные с трудовой деятельностью гражданского персонала, принимает решения по поощрению подчиненных за особые заслуги.
Принятие командиром части решений в отношении своей супруги напрямую влияет на возможность получения дохода в виде денег и иных выгод данным лицом.
Возможность получения указанного дохода и иных выгод близким родственником командира части в результате осуществления полномочий должностного лица в отношении своего близкого родственника образует личную заинтересованность должностного лица.
Данная личная заинтересованность может повлиять на объективность и беспристрастность исполнения должностным лицом своих обязанностей при осуществлении им своих полномочий, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 273-ФЗ свидетельствует о возникновении у него конфликта интересов.
Принимая во внимание, что в силу специфики расположения воинской части и сложившейся кадровой ситуации, Аттестационной комиссией рекомендовано обеспечить рассмотрение всех вопросов, связанных с установлением заработной платы, поощрением и наложением взысканий в отношении лица, замещающего должность фельдшера медицинской службы воинской части (супруги командира части) на заседаниях Аттестационной комиссии.