Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков организации

Методические рекомендации по проведению оценки коррупционных рисков в учреждениях

Данные методические рекомендации по проведению оценки коррупционных рисков в государственных учреждениях области (далее – Методические рекомендации) разработаны с целью формирования единого подхода к обеспечению работы по проведению оценки коррупционных рисков в государственных и муниципальных учреждениях области (далее - учреждения) в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции.

Методические рекомендации подлежат уточнению по мере внесения изменений в федеральное законодательство, а также изучения и обобщения практического опыта их применения. Для целей настоящих Методических рекомендаций используются следующие основные понятия:

•коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

коррупционные риски: - обстоятельства, факторы и явления, возникающие в процессе функционирования организаций и осуществления служебной деятельности сотрудников, создающие ситуацию возможного совершения коррупционного правонарушения; - вероятность (возможность) проявлений коррупции и наступления неблагоприятных последствий, вызванных ими.

Оценка коррупционных рисков позволяет определить те процессы и операции в деятельности учреждения, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками учреждения коррупционных правонарушений как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды учреждением.

Коррупционный риск Коррупционное правонарушение Негативные последствия Процедура оценки коррупционных рисков состоит из нескольких последовательных этапов.

1. Определение перечня функций при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции (далее коррупционно-опасные функции).

Определение перечня коррупционно-опасных функций рекомендуется осуществлять посредством выделения тех функций, при реализации которых существуют предпосылки для возникновения коррупции. К коррупционно-опасным функциям может быть отнесено осуществление функций по контролю и надзору, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг, организационно-распорядительные, административно-хозяйственные, а также разрешительные, регистрационные функций. В этой связи при определении перечня коррупционно-опасных функций рекомендуется обратить внимание на функции, предусматривающие:

-размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд;

-осуществление государственного надзора и контроля;

-организацию продажи имущества; -предоставление права на заключение договоров аренды земельных участков, других объектов недвижимого имущества;

-лицензирование отдельных видов деятельности, выдача разрешений на отдельные виды работ и иные аналогичные действия;

-проведение государственной экспертизы и выдачу заключений;

-возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования; -проведение расследований причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц;

-представление в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации;

-регистрацию имущества и ведение баз данных имущества; -предоставление государственных услуг гражданам и организациям;

-хранение и распределение материально-технических ресурсов. Данный перечень не является исчерпывающим и носит рекомендательный характер для определения коррупционно-опасных функций в конкретном учреждении.

Информация о том, что при реализации той или иной функции возникают коррупционные риски (т.е. функция является коррупционно-опасной) может быть выявлена: в ходе заседания комиссии, рассмотрению на которой подлежат вопросы, связанные с соблюдением локальных правовых актов по противодействию коррупции; в ходе изучения статистических данных, в том числе в данных о состоянии преступности в Российской Федерации; по результатам рассмотрения:

-обращений граждан, содержащих информацию о коррупционных правонарушениях, в том числе обращений, поступивших по «горячей линии», «электронной приемной» и т.д.;

-уведомлений работодателя о фактах обращения в целях склонения работника учреждения к совершению коррупционных правонарушений;

-сообщений в СМИ о коррупционных правонарушениях или фактах несоблюдения работниками учреждения требований к служебному поведению;

-материалов, представленных правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления; постоянно действующими руководящими органами и т.д.

По итогам реализации вышеизложенных мероприятий учреждением формируются и утверждаются перечни коррупционно-опасных функций. Перечень коррупционно-опасных функций может быть утвержден руководителем учреждения посредством оформления грифа «Утверждаю» либо одобрен на заседании комиссии, рассмотрению на которой подлежат вопросы, связанные с соблюдением локальных правовых актов по противодействию коррупции, что также оформляется грифом «Одобрено на заседании комиссии».

2. Формирование перечня должностей, связанных с высоким коррупционным риском.

Должности в учреждении, которые связанны с высоким коррупционным риском, определяются с учетом высокой степени свободы принятия решений, вызванной спецификой служебной (трудовой) деятельности, интенсивности контактов с гражданами и организациями. Признаками, характеризующими коррупционное поведение должностного лица при осуществлении коррупционно-опасных функций, могут служить:

необоснованное затягивание решения вопроса сверх установленных сроков при принятии решений, связанных с реализацией прав граждан или юридических лиц, решение вопроса во внеочередном порядке в отношении отдельного физического или юридического лица при наличии значительного числа очередных обращений;

использование своих служебных (трудовых) полномочий при решении личных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей должностного лица либо его родственников;

представление не предусмотренных законом преимуществ для поступления на работу в учреждение;

оказание предпочтения физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также содействие в осуществлении предпринимательской деятельности;

использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных (трудовых) обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;

требование от физических и юридических лиц информации, представление которой не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

а также сведения о:

-нарушении должностными лицами требований нормативных правовых, ведомственных, локальных актов, регламентирующих вопросы организации, планирования и проведения мероприятий, предусмотренных должностными (трудовыми) обязанностями;

-искажении, сокрытии или представлении заведомо ложных сведений в служебных учетных и отчетных документах, являющихся существенным элементом служебной (трудовой) деятельности; -попытках несанкционированного доступа к информационным ресурсам;

-действиях распорядительного характера, превышающих или не относящихся к должностным (трудовым) полномочиям; -бездействии в случаях, требующих принятия решений в соответствии со служебными (трудовыми) обязанностями;

-получении должностным лицом, его супругой (супругом), близкими родственниками необоснованно высокого вознаграждения за создание произведений литературы, науки, искусства;

-получении должностным лицом, его супругой (супругом), близкими родственниками кредитов или займов на необоснованно длительные сроки или по необоснованно низким ставкам, равно как и предоставление необоснованно высоких ставок по банковским вкладам (депозитам) указанных лиц;

-совершении частых или крупных следок с субъектами предпринимательской деятельности, владельцами которых или руководящие должности в которых замещают родственники должностных лиц;

-совершении финансово-хозяйственных операций с очевидными (даже не для специалиста) нарушениями действующего законодательства и т.д.

Данный перечень не является исчерпывающим и носит рекомендательный характер для определения перечня должностей, связанных с высоким коррупционным риском в конкретном учреждении. Перечень должностей, связанных с высоким коррупционным риском может быть утвержден руководителем учреждения посредством оформления грифа «Утверждаю» либо одобрен на заседании комиссии, рассмотрению на которой подлежат вопросы, связанные с соблюдением локальных правовых актов по противодействию коррупции, что также оформляется грифом «Одобрено на заседании комиссии».

3. Идентификация типовых ситуаций, возникающих при реализации коррупционно-опасных функций (сравниваем) типовые ситуации, возникающие при реализации коррупционно-опасных функций, и должностей в учреждении, исполнение обязанностей по которым предполагает участие работника учреждения в реализации функций, включенных в перечень (далее - идентификация). Идентификация проводится на основании:

анализа поступивших в учреждение обращений граждан и юридических лиц, содержащих информацию о фактах коррупции; анализа материалов о фактах коррупции в учреждении, размещенных в средствах массовой информации;

результатов работы по выявлению случаев возникновения конфликта интересов, одной из сторон которого являются работники учреждения, и принятых мерах по их предотвращению;

результатов рассмотрения вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) должностных лиц учреждения, и принятых мерах.

Идентификация должна учитывать ситуации, события, комбинации обстоятельств, которые могут повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение работником учреждения должностных (служебных) обязанностей. Результатом идентификации является:

определение перечня ситуаций, событий, комбинаций обстоятельств, которые могут повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение работником учреждения должностных (служебных) обязанностей; описание факторов риска, условий возникновения ситуаций, событий, комбинаций обстоятельств, которые могут повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение работником учреждения должностных (служебных) обязанностей;

определение перечня должностей в учреждении, исполнение обязанностей по которым предполагает участие работника учреждения в реализации функций, включенных в перечень;

предварительная оценка риска. Результаты идентификации заносятся в карту коррупционных рисков.

4. Разработка карты коррупционных рисков

Карта коррупционных рисков (далее - Карта) разрабатывается должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных правонарушений в учреждении в соответствии с формой, указанной в приложении 1 к настоящим методическим рекомендациям, и утверждается руководителем учреждения. Карта подлежит изменению:

по результатам ежегодного проведения оценки коррупционных рисков в учреждении;

в случае внесения изменений в учредительные документы учреждения или в должностные инструкции работников учреждения, должности которых указаны в Карте; в случае выявления фактов коррупции в учреждении. Пример заполнения Карты приведен в приложении 2 к настоящим методическим рекомендациям.

5. Проведение мероприятий по управлению коррупционными рисками, направленные на минимизацию (устранение) коррупционных рисков

Мероприятия по управлению коррупционными рисками, направленные на минимизацию (устранение) коррупционных рисков, подразделяются на правовые и организационные. Правовые мероприятия по управлению коррупционными рисками включают в себя разработку и принятие локальных нормативных актов, устанавливающих порядок исполнения функций, включенных в перечень коррупционно-опасных функций. Организационные мероприятия по управлению коррупционными рисками включают в себя:

изменение порядка исполнения функции, включенной в перечень коррупционно-опасных функций;

ограничение круга работников учреждения, замещающих должности в учреждении, исполнение обязанностей по которым предполагает участие работника учреждения в реализации функций, включенных в перечень коррупционно-опасных;

антикоррупционное обучение, просвещение и переподготовку работников, замещающих должности в учреждении, исполнение обязанностей по которым предполагает участие работника в реализации функций, включенных в перечень коррупционно-опасных, согласование с органом исполнительной государственной власти области (органом местного самоуправления), осуществляющим функции учредителя, решений по отдельным вопросам перед их принятием;

создание форм отчетности по результатам принятых решений (например, ежегодный отчет о деятельности, о реализации программы и т.д.); внедрение систем электронного взаимодействия с гражданами и организациями;

осуществление внутреннего контроля за исполнением работниками учреждения своих обязанностей (проверочные мероприятия на основании поступившей информации о проявлениях коррупции);

регламентация сроков и порядка реализации подпроцессов с повышенным уровнем коррупционной уязвимости; использование видео- и звукозаписывающих устройств в местах приема граждан и представителей организаций, а также иные меры.

6. Рассмотрение вопросов, связанных с проведением оценки коррупционных рисков

Вопросы, связанные с проведением оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций деятельности учреждения, корректировкой перечней должностей учреждения, замещение которых связано с коррупционными рисками, представляется целесообразным рассматривать на заседаниях комиссий, рассмотрению на которых подлежат вопросы, связанные с соблюдением требований по противодействию коррупции не реже одного раза в год.

Реализация настоящих методических рекомендаций осуществляется подразделениями учреждения по профилактике коррупционных правонарушений (должностных лиц, кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных правонарушений). Приложение 1 Карта коррупционных рисков 1 2 3 4 Зоны повышенного коррупционного риска (коррупционно-опасные функции и полномочия) Перечень должностей Учреждения Типовые ситуации Меры по устранению Представленная карта коррупционных рисков носит справочный характер, в ней представлены типовые коррупционно-опасные функции и возможные меры по минимизации (устранению) коррупционных рисков.

В учреждениях формирование карты коррупционных рисков осуществляется с учетом исполняемых учреждением функций и решаемых задач:

1. Указать функции, входящие в перечень функций учреждения, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции (далее - перечень).

2. Указываются должности в учреждении, исполнение обязанностей по которым предполагает участие работника учреждения в реализации функций, включенных в перечень.

3. Типовые ситуации выявляются в результате декомпозиции реализуемых Учреждением функций, в ходе которых наиболее вероятно возникновение коррупции типовые ситуации, характеризующие выгоды или преимущества, которые могут быть получены отдельными работниками при совершении коррупционного правонарушения.

4.Указываются конкретные мероприятия, направленные на минимизацию (устранение) коррупционного риска при реализации функций, включенных в перечень. Приложение 2 Пример карты коррупционных рисков 1 2 3 4 Зоны повышенного коррупционного риска (коррупционно-опасные функции и полномочия) Перечень должностей учреждения Типовые ситуации Меры по устранению Подготовка проектов локальных нормативных актов Руководитель подразделения учреждения Разработка и согласование проектов локальных нормативных актов, содержащих коррупциогенные факторы Нормативное регулирование порядка, способа и сроков совершения действий работником учреждения при осуществлении коррупционно-опасной функции; Привлечение к разработке проектов локальных нормативных актов институтов гражданского общества в формах обсуждения, создания совместных рабочих групп; Разъяснение работникам учреждения: -обязанности незамедлительно сообщить представителю нанимателя о склонении его к совершению коррупционного правонарушения; -ответственности за совершение коррупционных правонарушений. -обязанности сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта Осуществление функций государственного заказчика, осуществляющего закупки товаров, работ, услуг для государственных нужд .

В ходе разработки и составления технической документации, подготовки проектов государственных контрактов установление необоснованных преимуществ для отдельных участников закупки Нормативное регулирование порядка, способа и сроков совершения действий работником учреждения при осуществлении коррупционно-опасной функции;

Проведение антикоррупционной экспертизы проектов государственных контрактов, договоров либо технических заданий к ним; Разъяснение работникам учреждения:

-обязанности незамедлительно сообщить представителю нанимателя о склонении его к совершению коррупционного правонарушения; -ответственности за совершение коррупционных правонарушений Проведение аттестации работников Заместитель начальника учреждения, руководители структурных подразделений учреждения, специалист по кадрам учреждения Необъективная оценка деятельности работников учреждения, завышение либо занижение результативности труда и уровня профессиональной компетентности Коллегиальное принятие решения об аттестации, отказе в аттестации